НОУ (научные общества учащихся) – объединения учащихся для совместной исследовательской деятельности под руководством педагога. Могут функционировать как в форме объединений по интересам, так и в форме временных объединений учащихся постоянного или переменного состава. Форма функционирования НОУ определяется локальным нормативным актом – Положением о научном обществе учащихся, который утверждается приказом директора учреждения образования.

Исследовательская деятельность учащихся – творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения.

Исследовательская деятельность учащихся подразделяется на учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую и проектную.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – форма учебной работы, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Результат ее, как правило, известен учителям заранее или предсказуем. Однако для учеников – это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают свое собственное открытие.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – форма работы, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и, следовательно, оказывается пусть незначительным, но шагом в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.