«Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать». Д. С. Лихачев.
Под краеведением понимают комплексное изучение определённой территории, её населения, хозяйства, истории, культуры – от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома и накопление знаний о ней.
Краеведение в школе – это деятельность учащихся по изучению природы, социально-экономического и культурного развития края, которая осуществляется как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения и является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Виды краеведения:
географическое краеведение – всестороннее изучение, территории своего края;
историческое краеведение – изучение прошлого края, памятников истории;
археологическое краеведение – изучение истории общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным археологическим памятникам;
литературное краеведение – изучение связи литературы с жизнью, средой, которая послужила материалом для творчества писателя, получение знаний, устанавливающих связь между литературной историей края и культурным творчеством.