Формирование экологической культуры и сохранение биологического разнообразия – одно из важнейших направлений образования в интересах устойчивого развития общества.
Дополнительное образование детей и молодежи эколого-биологического профиля связано с изучением основных экологических и биологических дисциплин общей экологии, прикладной экологии, социальной экологии, общей биологии (молекулярная биология, зоология, ботаника, биохимия, эволюционная теория, генетика, анатомия и физиология человека).
Согласно словарю ЭКОЛОГИЯ – естественная наука (раздел биологии) о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы). Быстрое и простое определение для детей: экология – это наука, которая изучает, каким способом растения и животные связаны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, как они сами влияют на эту природу. Не стоит также забывать в этой связи человека как важное звено природы, который влияет на нее. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её сберечь.
БИОЛОГИЯ – наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания.
Эти две науки неразрывно связаны между собой и как правило изучаются в комплексе.
В последнее время в просторечии под экологией часто понимается состояние окружающей среды, а под экологическими проблемами — вопросы охраны окружающей среды от воздействия антропогенных факторов (различные формы влияния деятельности человека на природу).
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (или природы) – комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния деятельности человека на окружающую среду (природу) и предотвращения её деградации.
В Гомельском областном центре туризма и экологии детей и молодёжи работают объединения по интересам по следующим направлениям эколого-биологического профиля:
основы экологических знаний (для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста – «Мир волшебства», «Экологический экспресс» );
агробиология, флористика и ландшафтный дизайн («Флористическая мастерская», «Человек и цветы», «Кветкi», «Эко-Арт-Дизайн»);
творчество средствами природы («Экопалитра», «Бисерная радуга», «Вторая жизнь вещей», «Экофрендли»);
кинология («Юный кинолог»);
исследовательская деятельность («Юные химики», «Экспериментальная биология», научное общество учащихся «Исследователи»).